eso2012ru — Фото-релиз

Телескоп ESO сфотографировал удивительного небесного мотылька

30 июля 2020 г.

Газовая туманность NGC 2899 своей симметричностью, игрой цвета и сложной внутренней структурой напоминает порхающую в ночном небе разноцветную бабочку. Ее новое изображение получил Очень Большой телескоп ESO (VLT). Эту планетарную туманность никогда еще не удавалось сфотографировать в таких мелких деталях – заметны даже просвечивающие сквозь фоновое звездное поле ее слабые внешние края.

Обширная газовая оболочка NGC 2899 разлетелась от своего центра на расстояние до двух световых лет. Газ в ней разогрет до температуры около десяти тысяч градусов и туманность ярко светится на фоне звезд Млечного Пути. Высокая температура газа объясняется мощным излучением материнской звезды, породившей эту туманность: водород, из которого в основном и состоит газовая оболочка, под его воздействием светится красноватым светом, а кислородный газовый слой – голубым.

У этого объекта, расположенного на расстоянии от 3000 до 6500 световых лет от нас в южном созвездии Парусов (Vela), две центральных звезды, из-за чего, как считается, он и имеет такую почти симметричную структуру. После того, как одна из этих звезд подошла к концу своей эволюции и сбросила в окружающее пространство свои внешние оболочки, вторая звезда теперь взаимодействует с этими потоками газа, образуя видимую на фото двухполостную структуру. Только примерно 10–20% всех планетарных туманностей [1] имеют такую биполярную форму.

Астрономы смогли получить изображение NGC 2899 с таким количеством подробностей благодаря использованию приемника FORS, установленного на Основном «юните» UT1 («Анту»), одном из четырех основных 8.2-метровых телескопов комплекса ESO VLT в Чили. Этот имеющий высокое разрешение инструмент, название которого расшифровывается как «фокальный редуктор и спектрограф низкой дисперсии» (FOcal Reducer and low dispersion Spectrograph), был одним из первых в комплекте навесной аппаратуры ESO VLT. С ним получено множество прекрасных изображений и сделано множество открытий. FORS внес свой вклад в оптические наблюдения источников гравитационных волн, с ним исследовался первый открытый межзвездный астероид, он используется для углубленного изучения формирования планетарных туманностей сложной структуры.

Снимок получен в рамках программы «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems) – просветительской инициативы, состоящей в фотографировании на телескопах ESO в образовательных и общественно-просветительских целях интересных, загадочных или просто красивых объектов. Программа выполняется в такое время, когда телескопы в силу разных причин не могут вести научные наблюдения. Тем не менее, все данные, полученные в рамках программы, могут использоваться и в научных целях и доступны астрономам через Научный архив ESO.

[1] Несмотря на свое название, планетарные туманности не имеют никакого отношения к планетам. Первые астрономы, которые наблюдали эти объекты, просто хотели сказать, что визуально они напоминают планетные диски. Эти туманности образуются, когда старые звезды с массами до шести солнечных в конце своей эволюции сжимаются и сбрасывают в пространство расширяющиеся газовые оболочки, богатые тяжелыми элементами. Интенсивное ультрафиолетовое излучение материнских звезд возбуждает и освещает эти разлетающиеся оболочки, заставляя их ярко светиться в течение нескольких тысяч лет до тех пор, пока они в конце концов постепенно не рассеются в пространстве. Таким образом, в астрономической шкале времени планетарные туманности – относительно короткоживущие образования.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, намного обгоняющая по продуктивности другие наземные астрономические обсерватории мира. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO, и Австралия, являющаяся ее стратегическим партнером. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономии. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT), способный работать в формате Очень Большого Телескопа-Интерферометра VLTI, и два крупнейших широкоугольных телескопа: VISTA, выполняющий обзоры неба в инфракрасных лучах, и обзорный телескоп оптического диапазона VLT (VLT Survey Telescope). Кроме того, на Паранале ESO на правах партнера предоставила место для установки Южной Решетки черенковских телескопов (Cherenkov Telescope Array South), крупнейшей в мире и рекордной по чувствительности гамма-обсерватории. ESO также является одним из основных партнеров по эксплуатации двух инструментов субмиллиметрового диапазона на плато Чахнантор: телескопа APEX и крупнейшего астрономического проекта современности ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, ESO ведет строительство 39-метрового Чрезвычайно Большого Телескопа ELT, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».