eso2019ru — Фото-релиз

Звезды и череп: в ESO получено новое изображение причудливой туманности

30 октября 2020 г., St.-Petersburg

Очертания газовой туманности, остатка давно погибшей звезды, расположенного в «брюхе» созвездия Кита, напоминают плывущий в темном пространстве космоса череп. На Очень Большом телескопе ESO (VLT) получен новый прекрасный цветной снимок Туманности Череп. Это первая известная планетарная туманность вокруг тройной звезды – тесной звездной пары, вокруг которой на большом расстоянии обращается третий компаньон.

Туманность Череп, она же NGC 246, находится примерно в 1600 световых годах от Земли в южном созвездии Кита. Она образовалась, когда звезда типа Солнца в конце своей эволюции сбросила внешнюю оболочку. От звезды осталось лишь ее обнаженное ядро — белый карлик – одна из двух звезд, видимых в центре NGC 246.

Эта туманность известна уже несколько столетий, но лишь в 2014 году астрономы при помощи телескопа ESO VLT обнаружили, что кроме белого карлика и его компаньона в сердце Туманности Череп таится и третья звезда, которой на приведенном снимке не видно. Это тусклый красный карлик по соседству с белым – на расстоянии от него, примерно в 500 раз большем, чем от Земли до Солнца. Белый и красный карлики обращаются вокруг общего центра тяжести, образуя тесную пару, а орбита внешней звезды отстоит от них примерно на 1900 радиусов земной орбиты. Таким образом, NGC 246 оказывается первой известной планетарной туманностью, в центре которой лежит иерархическая тройная звездная система.

Это новое изображение Туманности Череп получено с приемником FORS 2 на телескопе ESO VLT в чилийской пустыне Атакама в нескольких узких интервалах длин волн, связанных с излучением водорода и кислорода. Наблюдения в лучах, испускаемых атомами отдельных химических элементов, дает богатую информацию о химическом составе и структуре объекта. Изображение Туманности Череп показывает, где в NGC 246 много водорода (показан красным) и кислорода (отмечен голубым).

Снимок получен в рамках просветительской программы «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems), состоящей в фотографировании на телескопах ESO в образовательных и общественно-просветительских целях интересных, загадочных или просто красивых объектов. Программа выполняется в такое время, когда телескопы в силу разных причин не могут вести научные наблюдения. Тем не менее, все данные, полученные в рамках программы, могут использоваться и в научных целях и доступны астрономам через Научный архив ESO.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, намного обгоняющая по продуктивности другие наземные астрономические обсерватории мира. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO, и Австралия, являющаяся ее стратегическим партнером. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономии. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT), способный работать в формате Очень Большого Телескопа-Интерферометра VLTI, и два крупнейших широкоугольных телескопа: VISTA, выполняющий обзоры неба в инфракрасных лучах, и обзорный телескоп оптического диапазона VLT (VLT Survey Telescope). Кроме того, на Паранале ESO на правах партнера предоставила место для установки Южной Решетки черенковских телескопов (Cherenkov Telescope Array South), крупнейшей в мире и рекордной по чувствительности гамма-обсерватории. ESO также является одним из основных партнеров по эксплуатации двух инструментов субмиллиметрового диапазона на плато Чахнантор: телескопа APEX и крупнейшего астрономического проекта современности ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, ESO строит 39-метровый Чрезвычайно Большой телескоп ELT, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».