eso2201ru — Фото-релиз

Огненный очаг Ориона: в ESO получено новое изображение Туманности Пламя

4 января 2022 г.

На этом новом снимке, полученном в Европейской Южной обсерватории (ESO), созвездие Ориона приветствует великолепным фейерверком наступающие рождественские праздники и приближающийся Новый год. Но беспокоиться не стоит – в знаменитом созвездии ничего не взрывается и не вспыхивает. “Костёр”, который вы видите на этой праздничной открытке – полученное в радиодиапазоне изображение Туманности Пламя в Орионе и её окрестностей. Фото, прекрасно соответствующее названию туманности, получено на эксплуатируемом ESO телескопе APEX (Atacama Pathfinder Experiment), установленном на холодном плато Чахнантор в высокогорной чилийской пустыне Атакама.

Это заново обработанное изображение Туманности Пламя, рядом с которой заметны и туманности меньших размеров, вроде знаменитой Конской Головы, получено по данным наблюдений, выполненных несколько лет назад работавшим тогда в ESO астрономом Томасом Штанке (Thomas Stanke) и его группой. В восторге от только что установленного на телескопе APEX нового приёмника SuperCam, астрономы тогда направили инструмент на Орион. “Астрономы говорят: если надо испытать в деле новый телескоп или приёмник, наведись на Орион, и ты всегда увидишь там что-нибудь новое и интересное!” – говорит Штанке. И вот теперь, спустя несколько лет, посвящённых другим наблюдениям, Штанке и его группа получили известие о том, что их тогдашняя работа принята к публикации в журнале Astronomy & Astrophysics.

Созвездие Ориона – одна из самых известных областей неба: здесь расположены ближайшие к Солнцу гигантские молекулярные облака, состоящие в основном из водорода. Именно в них и образуются новые звёзды и планеты. Эти облака лежат на расстояниях от 1300 до 1600 световых лет от нас и представляют собой наиболее активные «звёздные ясли» в окрестностях Солнечной системы. В их число входит и изображённая на снимке Туманность Пламя. В центре этой эмиссионной туманности находится скопление молодых звёзд, высокоэнергетическое излучение которых заставляет газ вокруг них ярко светиться.

С таким великолепным предметом наблюдений у группы не было оснований беспокоиться об их результативности. Кроме Туманности Пламя и её окружения, Штанке и его сотрудники наблюдали много других интересных объектов – к примеру, отражательные туманности Мессье 78 и NGC 2071, облака межзвёздной пыли и газа, отражающие свет окрестных звёзд. Группа даже открыла новую маленькую туманность, отличающуюся почти идеально круглой формой, назвав её Туманностью Корова.

Все наблюдения были выполнены в рамках обозрения ALCOHOLS (APEX Large CO Heterodyne Orion Legacy Survey), целью которого были поиски радиоизлучения окиси углерода (CO) в облаках Ориона. Поиски излучения этих молекул в обширных областях неба – главная задача приёмника SuperCam. Оно позволяет астрономам наносить на карты большие газовые облака, в которых рождаются новые звёзды. Несмотря на “огненный” вид туманности на приведённом снимке, в действительности эти облака очень холодные: их температуры обычно всего на несколько десятков градусов выше абсолютного нуля.

В расчёте на разгадку множества космических секретов эта область неба в прошлом уже неоднократно «прочёсывалась» наблюдателями на различных волнах, и в каждом спектральном интервале открывались свои уникальные особенности молекулярных облаков Ориона. Одним из примеров могут служить инфракрасные наблюдения, выполненные в обсерватории ESO Параналь в Чили на обзорном телескопе видимого и инфракрасного диапазона VISTA (Visible and Infrared Survey Telescope for Astronomy), которые позволили проникнуть сквозь однородный фон приведённого снимка Туманности Пламя. В отличие от видимого света, инфракрасное излучение проходит сквозь плотные облака межзвёздной пыли, что позволяет астрономам регистрировать скрытые за ними звёзды и другие объекты.

Итак, встречайте Новый год с великолепным многоволновым фейерверком, устроенным для вас Туманностью Пламя в Орионе и ESO!

Результаты наблюдений, о которых сообщается в пресс-релизе, представлены в статье, принятой к публикации журналом Astronomy & Astrophysics.

Состав исследовательской группы: Th. Stanke (European Southern Observatory, Garching bei München, Germany [ESO]), H. G. Arce (Department of Astronomy, Yale University, New Haven, CT, USA), J. Bally (CASA, University of Colorado, Boulder, CO, USA), P. Bergman (Department of Space, Earth and Environment, Chalmers University of Technology, Onsala Space Observatory, Onsala, Sweden), J. Carpenter (Joint ALMA Observatory, Santiago, Chile [ALMA]), C. J. Davis (National Science Foundation, Alexandria, VA, USA), W. Dent (ALMA), J. Di Francesco (NRC Herzberg Astronomy and Astrophysics, Victoria, BC, Canada [HAA] and Department of Physics and Astronomy, University of Victoria, BC, Canada [UVic]), J. Eislöffel (Thüringer Landessternwarte, Tautenburg, Germany), D. Froebrich (School of Physical Sciences, University of Kent, Canterbury, UK), A. Ginsburg (Department of Astronomy, University of Florida, Gainesville, FL, USA), M. Heyer (Department of Astronomy, University of Massachusetts, Amherst, MA, USA), D. Johnstone (HAA and UVic), D. Mardones (Departamento de Astronomía, Universidad de Chile, Santiago, Chile), M. J. McCaughrean (European Space Agency, ESTEC, Noordwijk, The Netherlands), S. T. Megeath (Department of Physics and Astronomy, University of Toledo, OH, USA), F. Nakamura (National Astronomical Observatory, Tokyo, Japan), M. D. Smith (Centre for Astrophysics and Planetary Science, School of Physical Sciences, University of Kent, Canterbury, UK), A. Stutz (Departmento de Astronomía, Facultad de Ciencias Físicas y Matemáticas, Universidad de Concepción, Chile), K. Tatematsu (Nobeyama Radio Observatory, National Astronomical Observatory of Japan, National Institutes of Natural Sciences, Nagano, Japan), C. Walker (Steward Observatory, University of Arizona, Tucson, AZ, US [SO]), J. P. Williams (Institute for Astronomy, University of Hawai‘i at Manoa, HI, USA), H. Zinnecker (Universidad Autonoma de Chile, Santiago, Chile), B. J. Swift (SO), C. Kulesa (SO), B. Peters (SO), B. Duffy (SO), J. Kloosterman (University of Southern Indiana, Evansville, IN, USA), U. A. Yıldız (Jet Propulsion Laboratory, California Institute of Technology, Pasadena, CA, USA [JPL]), J. L. Pineda (JPL), C. De Breuck (ESO), и Th. Klein (European Southern Observatory, Santiago, Chile).

APEX – совместный проект Института радиоастрономии Макса Планка(MPIfR), Космической обсерватории Онсала (OSO) и ESO. Эксплуатация телескопа APEX на плато Чахнантор доверена ESO.

SuperCAM – проект Лаборатории радиоастрономии обсерватории Стюард Аризонского университета в США.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) даёт учёным всего мира возможность раскрывать тайны Вселенной на благо всего человечества. Мы проектируем, строим и эксплуатируем наземные обсерватории мирового уровня – в них астрономы исследуют важнейшие научные проблемы и распространяют в мире интерес к астрономии – а также способствуем международному астрономическому сотрудничеству. Основанная в 1962 году как межгосударственная организация, сегодня ESO объединяет 16 стран-участниц: Австрию, Бельгию, Великобританию, Германию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Нидерланды, Польшу, Португалию, Финляндию, Францию, Чешскую Республику, Швейцарию и Швецию, а также Чили, предоставившую свою территорию для размещения обсерваторий ESO, и Австралию, её стратегического партнера. Штаб-квартира ESO, а также Общественный центр и планетарий «ESO Supernova» расположены близ Мюнхена в Германии, а наши телескопы установлены в чилийской пустыне Атакама, великолепном месте с уникальными условиями для наблюдений неба. ESO располагает тремя наблюдательными пунктами: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь установлен Очень Большой телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT), способный работать в формате Очень Большого телескопа-интерферометра VLTI, и два широкоугольных телескопа: VISTA, выполняющий обзоры неба в инфракрасных лучах, и обзорный телескоп оптического диапазона VLT (VLT Survey Telescope). Кроме того, на Паранале ESO на правах партнера предоставила место для установки Южной Решетки черенковских телескопов (Cherenkov Telescope Array South), крупнейшей в мире и рекордной по чувствительности гамма-обсерватории. В качестве участника международного партнёрства ESO эксплуатирует два инструмента миллиметрового и субмиллиметрового диапазона на плато Чахнантор: APEX и ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, мы строим Чрезвычайно Большой Телескоп ELT -- «величайшее око человечества, устремленное в небо» . Офис ESO в Сантьяго, столице Чили, координирует нашу деятельность в этой стране и наше сотрудничество с чилийскими партнёрами и обществом.