eso2211ru — Фото-релиз

Телескоп ESO сфотографировал эффектный космический танец

16 августа 2022 г.

Очень Большой телескоп ESO (VLT) сфотографировал результат грандиозного космического столкновения — галактику NGC 7727. Этот гигант родился от слияния двух галактик – события, которое началось около миллиарда лет назад. В центре NGC 7727 находится самая тесная из найденных на сегодня пар сверхмассивных чёрных дыр – два объекта, которым предстоит слиться в ещё более массивную чёрную дыру.

Галактики тоже могут столкнуться друг с другом – как мы иногда сталкиваемся с кем-то на оживлённой улице. Но хотя взаимодействия галактик гораздо яростнее, чем столкновение прохожих на улице, отдельные звёзды при этом не сталкиваются – ведь по сравнению с размерами звёзд расстояния между ними очень велики. Получаются, что сталкивающиеся галактики скорее танцуют друг вокруг друга: тяготение приводит к возникновению приливных сил, которые резко меняют вид обоих «танцующих партнёров». Звёздные ‘хвосты’, газ и пыль закручиваются вокруг обоих галактик, и в результате из них образуется новая объединённая галактика несколько неупорядоченной и восхитительно асимметричной формы. Именно это мы и видим в случае с NGC 7727.

Последствия космического столкновения прекрасно видны на этом фото галактики, полученном с фокальным редуктором и спектрографом низкой дисперсии FORS2 (FOcal Reducer and low dispersion Spectrograph 2) – приёмником, смонтированным на VLT ESO. Сама галактика была прежде уже была снята другим телескопом ESO; теперь на новом изображении видны более тонкие детали как внутри основного тела галактики, так и в слабых хвостах, заворачивающихся вокруг неё.

На снимке, полученном с VLT ESO, мы видим перекрученные «хвосты», образовавшиеся при слиянии двух галактик: каждая из них вырывала из другой звёзды и пылевые облака. Так образовались бросающиеся в глаза длинные рукава, охватывающие NGC 7277 снаружи. Части этих ветвей испещрена звёздами, которые на этом фото выглядят яркими голубовато-пурпурными пятнышками.

В самом центре галактики на снимке видны ещё две ярких точки – ещё одно красноречивое свидетельство драматического прошлого этого объекта. Ядро NGC 7727 всё ещё состоит из двух ядер исходных галактик, в каждом из которых находится сверхмассивная чёрная дыра. Эта ближайшая к нам пара сверхмассивных чёрных дыр расположена на расстоянии около 89 миллионов световых лет от Земли в созвездии Водолея.

Наблюдаемое расстояние между чёрными дырами в NGC 7727 – всего примерно 1600 световых лет. Считается, что слияние галактик произошло не менее, чем 250 миллионов лет назад – одно мгновение в астрономической шкале времени. Когда сливаются чёрные дыры, они образуют ещё более массивную чёрную дыру.

Ожидается, что к большому скачку вперёд в этой области исследований приведёт поиск подобных скрытых двойных систем сверхмассивных чёрных дыр при помощи строящегося сейчас Чрезвычайно Большого телескопа ESO ELT (Extremely Large Telescope), ввод которого в эксплуатацию намечается к концу нынешнего десятилетия в чилийской пустыне Атакама. С ELT мы можем надеяться на открытие гораздо большего числа таких объектов в центральных областях галактик.

Нашей материнской галактике, в центре которой тоже расположена сверхмассивная чёрная дыра, через несколько миллиардов лет тоже предстоит слияние с её ближайшей крупной космической соседкой, галактикой в Андромеде. Возможно, картина галактики, которая образуется в результате этого слияния, будет выглядеть в чём-то похожей на космический танец, который мы видим в случае NGC 7727. Выходит, эта фотография, может быть, позволяет нам заглянуть в будущее.

Снимок получен в рамках программы «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems) – просветительской инициативы, состоящей в фотографировании на телескопах ESO в образовательных и общественно-просветительских целях интересных, загадочных или просто красивых объектов. Программа выполняется в такое время, когда телескопы в силу разных причин не могут вести научные наблюдения. Тем не менее, все данные, полученные в рамках программы, могут использоваться и в научных целях, и доступны астрономам через Научный архив ESO.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) даёт учёным всего мира возможность раскрывать тайны Вселенной на благо всего человечества. Мы проектируем, строим и эксплуатируем наземные обсерватории мирового уровня – в них астрономы исследуют важнейшие научные проблемы и распространяют в мире интерес к астрономии – а также способствуем международному астрономическому сотрудничеству. Основанная в 1962 году как межгосударственная организация, сегодня ESO объединяет 16 стран-участниц: Австрию, Бельгию, Великобританию, Германию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Нидерланды, Польшу, Португалию, Финляндию, Францию, Чешскую Республику, Швейцарию и Швецию, а также Чили, предоставившую свою территорию для размещения обсерваторий ESO, и Австралию, её стратегического партнера. Штаб-квартира ESO, а также Общественный центр и планетарий «ESO Supernova» расположены близ Мюнхена в Германии, а наши телескопы установлены в чилийской пустыне Атакама, великолепном месте с уникальными условиями для наблюдений неба. ESO располагает тремя наблюдательными пунктами: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь установлен Очень Большой телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT), способный работать в формате Очень Большого телескопа-интерферометра VLTI, и два широкоугольных телескопа: VISTA, выполняющий обзоры неба в инфракрасных лучах, и обзорный телескоп оптического диапазона VLT (VLT Survey Telescope). Кроме того, на Паранале ESO на правах партнера предоставила место для установки Южной Решетки черенковских телескопов (Cherenkov Telescope Array South), крупнейшей в мире и рекордной по чувствительности гамма-обсерватории. В качестве участника международного партнёрства ESO эксплуатирует два инструмента миллиметрового и субмиллиметрового диапазона на плато Чахнантор: APEX и ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Параналя, мы строим Чрезвычайно Большой Телескоп ELT -- «величайшее око человечества, устремленное в небо» . Офис ESO в Сантьяго, столице Чили, координирует нашу деятельность в этой стране и наше сотрудничество с чилийскими партнёрами и обществом.